Задать вопрос: support@spaf-mega.ru
Ближайшие выкупы:

Жизнь с гиперактивным ребенком

     

 

Окружающим кажется, что этот ребенок ни секунды не сидит на месте. Вы устали от постоянных жалоб воспитателей в детском саду, учителей в школе, родственников и родителей других детей. Руки опускаются от невыносимой рассеянности и невнимательности ребенка, который неизменно все теряет, роняет, ломает и забывает. Вы уже потеряли надежду, что когда-нибудь он будет сначала думать, а потом делать и говорить. Ну что же, поздравляю, вы родитель «электровеника», а по-научному – ребенка с синдромом СДВГ.

 

«Электровеникам» не хватает энергии

 

Как правило, синдром дефицита внимания и гиперактивности впервые дает о себе знать до пять лет, и становится очевидным в младшем школьном возрасте. Основные проявления синдрома – это нарушения концентрации внимания и повышенная неструктурированная активность. Причина — недостаточная зрелость подкорковых, стволовых структур мозга, которые формируются до года и отвечают за баланс между процессами возбуждения и торможения. Дисбаланс в этих процессах и проявляется в поведении, в эмоциональных реакциях. Кроме того, подкорковые и стволовые структуры можно сравнить с печкой, которая дает тепло другим отделам головного мозга и обеспечивает энергетическое функционирование познавательных, эмоционально-волевых процессам. Сбои в работе этой печки ведут к быстрой истощаемости, к снижению внимания, нарушениям целенаправленности деятельности. Поэтому представления о таких детях, как вечных двигателях с неисчерпаемой энергией, как ни парадоксально, ошибочны. Энергии им как раз и не хватает. Теперь вы понимаете, что стремление загрузить гиперактивного ребенка всеми видами спорта, кружками, чтобы он «освободился от лишней энергии» приводит лишь еще к большему истощению и усилению негативных проявлений этого синдрома. Получается замкнутый круг.

 

Не каждый гипер активен

 

Сейчас в гиперактивности подозревают своих детей и особенно внуков как-то слишком часто. Тема у всех на слуху. Для повышения объективности ваших выводов рекомендую ответить на короткую анкету. И, возможно, дочитывать эту статью уже будет меньше людей, а количество «родителей гиперактивных детей» среди читателей журнала стремительно сократится.

 

Анкета для определения гиперактивности по Д. Коннерсу

Степень проявления признака:

Оценка 0 – отсутствует

Оценка 1 – низкая

Оценка 2 – довольно высокая

Оценка 3 – очень высокая

 

Наблюдаемые признаки

 

Степень проявления признака

(оценка от 0 до 3)

Двигательное беспокойство (постоянно находится в движении)

 

Раздражительность, импульсивность

 

Вмешательсто в занятия других детей

 

Частая и быстрая переключаемость внимания

 

Постоянное ерзанье на месте

 

Невнимательность, отвлекаемость

 

Нетерпеливость и быстрое разочарование

 

Плаксивость

 

Быстрая и резкая мена настроения

 

Склонность к проявления ярости, взрывное, непредсказуемое поведение

 

ОБЩАЯ СУММА

 

 

Если в сумме набирается более 15 баллов, а перечисленные признаки наблюдаются у ребенка более полугода, – ваши подозрения не беспочвенны. Есть повод обратиться к таким специалистам как невролог, нейропсихолог, психолог.

 

«Все пропало!» или «Что делать?»

 

Я убеждена, что все задачи в жизни даются нам по силам. Не раз отмечала у родителей гиперактивных детей отличное чувство юмора, быстроту реакции, командный голос, умение предугадывать поступки своего ребенка, удивительную способность его мотивировать и организовывать. Конечно, не у всех эти качества были изначально, но это лишь подтверждает, что родительская любовь творит чудеса. Знаю, что, читая рекомендации по воспитанию такого ребенка, вы будете говорить: «Мы так и делаем!». И это правда, иначе и быть не может. Моя задача – лишь сформулировать для вас главные правила и приемы.

 

  • 1. Акцент на формировании положительного образа ребенка

Поверьте, что объем критики и недовольства от окружающих, который получает наш «электровеник», не всегда может выдержать без колебаний самооценки даже взрослый человек. Обязательно хвалите ребенка, называйте его сильные качества, отмечайте его успехи. Похвала мотивирует больше, чем критика. Мы с вами об этом знаем, но, согласитесь, часто забываем. Предлагаю делать «напоминалки» в телефоне, на холодильнике, в ежедневнике. Старайтесь за день минимум шесть раз похвалить свое сокровище.

  1. 2. Правило смены реакции

В течение дня старайтесь чередовать обратную связь в адрес ребенка. Формула простая – похвалил, проигнорировал, проявил недовольство. Если поругал, то потом три раза похвалил. Уважаемые взрослые, настойчиво отговариваю от командных методов воспитания, повышения голоса, частых наказаний и репрессий. Это только усугубляет ситуацию, формирует нечувствительность ребенка к критике и приводит к отсутствию теплоты и эмоциональной поддержки в отношениях.

  1. 3. Внешняя организующая помощь взрослого

Импульсивность гиперактивного ребенка сильнее его возможностей самоконтроля. Даже осознавая неправильность своих действий, их вред для других, малыш не может исправить свое поведение. Поэтому вместо воспитания силы воли помогите сформировать полезные привычки. Например, каждый вечер собирайте вместе рюкзак в школу и прибирайте стол. Только вместе и дружно. Дело в том, что привычки позволяют уменьшить нагрузку на волевую сферу человека любого возраста. 

  1. 4. Не допускайте переутомления

Как только вы замечаете «двигательную бурю» у ребенка – знайте, он переутомился. Гиперактивность – это просто механизм компенсации, попытка привести мозг в необходимое состояние активности с помощью движений. В такой момент лучше переключить внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, сделать перерывчик и отдохнуть. Энергетически ослабленным детям необходимо давать посильную нагрузку, больше гулять на свежем воздухе и, конечно, избегать неограниченного просмотра телевизора. Помните – режим сна, питания и отдыха является залогом вашей крепкой нервной системы и фундаментом для развития ребенка.

  1. 5. Берегите семью

Воспитание непростого ребенка порой становится серьезным испытанием для супружеских отношений. Хочется найти виноватого, напомнить, кто на кого похож, разочароваться в своем родительском мастерстве, опустить руки. Обходите эту типичную ловушку стороной. Просто какие-то жизненные задачи невозможно решить за один день. Будьте уверены, что воспитание ребенка в любви и с учетом его особенностей принесет свои обещанные плоды.

 

Автор Ольга Хвалько, детский психолог.